on-line версия газеты время
События и факты
Операторы мобильной связи Воронежа
Рассказ об организациях
Полезные советы
Юмор, гороскоп и т.п.
связи
Первый телефон. Советы специалистов.
Эти разные факсы…
Обзор рынка сотовых телефонов

эксклюзивная серия Siemens - обратная сторона телефона
- это модель автомобиля PorsheСотовые телефоны: проблема выбора
В самом начале мобильные телефоны были большими и неудобными, но при этом очень дорого стоили. Наличие сотового аппарата однозначно свидетельствовало о финансовом благополучии его владельца, причем не просто о благополучии, а о богатстве. Так в начале 90-х месячные расходы на связь в Москве могли составить не одну тысячу долларов, в то время как количество абонентов исчислялось всего несколькими тысячами человек. Но, как известно, остановить прогресс невозможно, и стоимость, как телефонов, так и услуг связи неуклонно снижалась. В 2000-2001 году в нашей стране наступил переломный момент: мобильная связь стала доступна для многих, абоненты сотовых сетей из членов элитарного клуба превратились в обыкновенных граждан.

На настоящий момент в нашей стране существуют сотовые сети нескольких, несовместимых между собой форматов. Наиболее распространенными являются сети, работающие в формате GSM 900/1800. В нашем регионе услуги формата GSM 900/1800 представляют две фирмы: "Вымпелком" (Торговая марка "БиЛайн") и "РеКом". Для тех, кто впервые решил приобрести сотовый телефон наибольшей проблемой является проблема выбора телефона, среди большого разнообразия представленных на рынке. Помочь в этой проблеме, и призвана эта статья.

Как известно, сотовые телефоны отличаются друг от друга функциональностью и, следовательно, предоставляемыми возможностями. К сожалению, универсальной классификации телефонов не существует, и этому есть несколько объяснений. Первое и основное – это отсутствие согласия между производителями, каждый из которых разрабатывает для выпускаемых аппаратов собственную классификацию. Разделение моделей на несколько классов преследует в первую очередь маркетинговые цели: отнеся телефон к той или иной категории, можно изменить его цену. Например, бизнес-аппараты престижнее телефонов начального уровня, следовательно, стоят они несколько дороже. В текущей линейке моделей от того или иного производителя один из классов может быть представлен несколькими аппаратами, а в другом может не быть ни одного. Так, например, у компании Nokia вообще нет недорогих моделей начального уровня.

Условно все аппараты можно разделить на 5 классов:
1. Телефоны начального уровня, их часто называют также бюджетными, или экономичными, аппаратами.
2. Модели среднего класса.
3. Защищенные от внешнего воздействия аппараты.
4. Бизнес-телефоны.
5. Имиджевые аппараты.

В каждом классе в свою очередь можно выделить подклассы, но нас сейчас будут интересовать основные типы мобильных телефонов. Итак, к аппаратам начального уровня принято относить оснащенные минимумом функций недорогие бюджетные модели, основное назначение которых – предоставление мобильной связи. Примером таких телефонов могут служить модели м-серии от компании Motorola, бывшие чрезвычайно популярными в 2000-2001 годах из-за своей цены и неплохого качества связи. В то время подобные аппараты отличались от старших в линейке моделей отсутствием многих функций и, самое главное, виброзвонка. С появлением новых телефонов и развитием технологий представление об аппарате начального уровня менялось, и сегодня телефоны низшей ценовой категории – функционально богатые модели. Достаточно сказать, что у многих аппаратов этого класса есть виброзвонок, голосовой набор, автоматическое включение и выключение по расписанию, будильники и другие не менее полезные функции.

Не последнюю роль в изменении наполнения дешевых (но отнюдь не плохих!) телефонов сыграло решение производителей не продавать аппараты по себестоимости. Кризис телекоммуникационной индустрии вынудил компании отказаться от возможности зарабатывать деньги на продаже дешевых аппаратов. Вторая причина – это отказ крупных европейских операторов от практики предоставления бесплатных телефонов вместе со своими контрактами. Исчезновение подобных моделей резко уменьшило количество дешевых аппаратов на рынке, что привело к общему подъему цен на телефоны начального уровня. Это абсолютно нормальная ситуация, и ожидать, что она изменится в ближайшие несколько лет, не стоит – отныне аппараты низшей ценовой категории будут стоить около 100 долларов, но никак не половину от этой суммы. Именно относительно высокие цены позволили производителям оснастить бюджетные аппараты по максимуму, дав им виброзвонок, игры, будильник и иногда даже более емкие литий-ионные аккумуляторы.

В настоящее время практически все компании-производители, за исключением Nokia, выпускают модели начального уровня. Например, Siemens A35/A36, А40, Ericsson A1018s, Ericsson A2618s, Ericsson A2628s, Ericsson A3618, Motorola v2288, Motorola T191, Motorola T192, Motorola T205, Alcatel 300, 301, 302 и другие. Однако некоторые из перечисленных выше моделей чрезвычайно просты и оснащены минимумом функций – например, вся А-серия от Siemens, Ericsson A2618s, Motorola T2288/V2288. Подобные аппараты принято называть бюджетными, или экономичными, моделями. Как видите, это целый подкласс телефонов начального уровня. Оставшиеся аппараты можно отнести к телефонам начального уровня подкласса продвинутых моделей. Зачастую разница между этим подклассом аппаратов и телефонами среднего уровня весьма эфемерна и заключается в основном в цене. Как правило, по мере старения модели среднего класса плавно переходят в разряд аппаратов начального уровня, причем именно высшего ценового сегмента. Яркий тому пример модель Siemens C35i, которая за полтора года подешевела до 100-110 долларов, что сделало ее аппаратом подкласса продвинутых моделей. При этом по функциональности Siemens C35i не уступает лучшим моделям этого класса, но проигрывает им по возрасту, а это зачастую играет большую роль. Чем дольше модель на рынке, тем более она узнаваема, но отнюдь не продаваема. Как показывает практика, если не менять дизайн и не расширять функциональность, продажи модели постепенно падают, и она уходит с рынка, чтобы освободить место для новых аппаратов.

Сравнивать телефоны разных классов неправильно, так как функциональные различия между ними порой весьма значительны. Правомочно сравнивать лишь модели одного года, и причем одного класса, – только в этом случае вы получите ясное представление о плюсах и минусах того или иного аппарата. Попытка сопоставить модели различных классов, да еще и выпущенные в разное время, но одинаковые по цене, приводит к полному сумбуру. Ведь мы не сравниваем дешевые и, главное, новые микроавтобусы 80-х годов с современными легковушками, хотя стоят они одинаково, – так зачем же соотносить друг с другом телефоны различных классов?!

Ситуация осложняется тем, что некоторые аппараты можно причислить как к среднему классу, так и к телефонам начального уровня. Например, Samsung SGH-R200/R210, являются очень продвинутыми аппаратами начального уровня. Но с тем же успехом их можно отнести к нижнему ценовому сегменту телефонов среднего класса. К сожалению, формальных признаков, позволяющих однозначно причислить тот или иной телефон к определенному классу, не существует. Но, с другой стороны, именно благодаря такому разнообразию пользователь может выбрать ту модель, которая максимально удовлетворит его потребности.

Вторая группа – аппараты среднего класса. Это самая большая по количеству различных моделей группа, по продажам она также уверенно лидирует наравне с телефонами начального уровня. Функциональная оснастка подобных аппаратов достаточно богата – они удовлетворяют практически всем требованиям, зачастую имеют голосовой набор, WAP-браузер, игры и другие продвинутые возможности. Самыми характерными телефонами среднего уровня являются Nokia 3310, 3330, Siemens C35i, C45, Panasonic GD75, Alcatel 511. От более дорогих аппаратов бизнес-класса перечисленные модели отличаются отсутствием ИК-порта, Bluetooth-передатчика, встроенных средств для синхронизации с ПК (требуется кабель, поскольку ИК-порта нет), меньшим времени работы от одной зарядки, меньшим объемом памяти и более простыми органайзерами. Как и первый рассмотренный класс, эту категорию сотовых телефонов можно условно разделить на несколько небольших подгрупп, но это не очень интересно, поскольку аппараты среднего класса весьма схожи по функциям.

Телефоны для использования в походных условиях, или Outdoors, можно было бы не выделять в отдельный класс, поскольку это те же стандартные модели, но в защищенном исполнении. Так, аналогом Siemens C35i является модель М35, идентичная по функциям, но обладающая резиновым корпусом, который делает аппарат влагозащищенным, что, однако, не предполагает возможность погружения в воду. Nokia 6250 предназначен для использования в более суровых условиях: он может находиться под водой до 10 минут, обладает противоударными вставками, защищен от проникновения пыли. По сравнению с аналогичной моделью 6210 в 6250 есть некоторые дополнительные функции. Таким образом, в данном сегменте могут быть представлены как телефоны среднего, так и бизнес-класса, в защищенном исполнении.

Модели бизнес-класса – это наиболее функциональные аппараты. У этих телефонов самые продвинутые записные книжки, органайзеры, широкие коммуникационные возможности. Отличия от аппаратов среднего класса хорошо заметны: в современном бизнес-телефоне, как правило, установлен аккумулятор большой емкости (литий-ионный или литий-полимерный, но никак не никель-металлгидридный). В случае если емкость аккумулятора кажется небольшой, можно быть уверенным, что он все равно обеспечивает несколько дней интенсивной работы телефона. Предусмотрены поддержка пакетной передачи данных (GPRS), wap-браузер, причем в новых аппаратах версии 1.2.1 (отличие от версии 1.1 в поддержке используемых в электронной торговле безопасных соединений). Из обязательных атрибутов следует отметить наличие ИК-порта и возможность синхронизации данных органайзера с ПК при помощи специального программного обеспечения, которое зачастую входит в комплект поставки. У многих бизнес-аппаратов есть также встроенная поддержка Bluetooth (Ericsson R520m, Nokia 6310) или существует возможность подключения специальных Bluetooth-модулей (Nokia 6210, Motorola T280). Трехстандартность (GSM 900/1800/1900) – это заслуга бизнес-телефонов от компании Motorola, в аппаратах других производителей третий диапазон – 1900 появился позже, и опять-таки сначала в бизнес-моделях.

Объем памяти в бизнес-аппаратах таков, что вы спокойно можете сохранить до 500 имен с телефонами, причем зачастую на одно имя можно записать несколько телефонов и текстовую информацию в виде небольших заметок. Предусмотрена даже возможность сохранять адреса электронной почты и, естественно, пересылать информацию по ИК-порту на любое устройство (телефон, компьютер), поддерживающее формат vCard. Представление производителей о телефоне этой категории претерпело существенные изменения. Ранее бизнес-аппараты имели мало игр, дизайн был аскетичным и строгим, размеры большими (хотя имелась возможность сделать телефон меньше). Сейчас ситуация несколько иная: так, даже в телефонах Motorola появились игры, вес сократился при весьма незначительном уменьшении габаритов. Тем не менее выпускаемые сейчас бизнес- аппараты имеют относительно большие размеры – таков стереотип пользователей, под который подстраиваются производители. Так, например, компания Ericsson, выпустив модель R520m, типичный бизнес-аппарат, затем объявляет точно такую же по функциональности модель Т39m, которая из-за дизайна и меньших размеров относится скорее к классу имиджевых телефонов (сама компания позиционирует этот аппарат именно так).

Итак, каковы отличия имиджевых телефонов от бизнес-аппаратов и нельзя ли объединить их в один класс и упростить классификацию?! Нельзя, зачастую имиджевые аппараты обладают более куцыми (по сравнению с бизнес-телефонами) возможностями. С появлением универсальных платформ ситуация изменилась: нынешние имиджевые аппараты зачастую функционально идентичны бизнес-моделям той же линейки, примером могут служить Motorola T280 и Motorola v66.

Важнейшим отличительным признаком имиджевых телефонов, на мой взгляд, является возможность их индивидуализации, в частности, смены лицевых панелей (Nokia 8210, 8310). Для имиджевых аппаратов изначально предусмотрен больший диапазон стандартных цветов корпуса, причем зачастую это яркие, притягивающие глаз расцветки, в отличие от спокойных, выдержанных тонов бизнес-телефонов. Имиджевые аппараты создаются именно для того, чтобы привлекать внимание окружающих, отсюда и особенности дизайна, например, два дисплея у Samsung SGH-A300 (конструкция раскладушки вообще характерна для имиджевых аппаратов). Последнее, о чем стоит упомянуть, это размеры. В данной номинации класс имиджевых телефонов вне конкуренции – самые небольшие аппараты не только по габаритам, но и по весу!

И в завершение разговора о классе имиджевых аппаратов назову двух его представителей – Benefon Q и Sony CMD-Z5. Предвижу возмущенные отклики поклонников этих моделей, но ведь я не сказал, что эти телефоны плохи, – просто они относятся к категории имиджевых. Причислить их к этому классу позволяет отсутствие ИК-порта и как следствие невозможность не только синхронизации данных, но и использования их в качестве сотового модема. Что же касается кабеля, то его наличие превращает в модем практически любой современный телефон.

При приобретении телефона лучше всего обращаться в магазины и салоны, давно присутствующие на рынке. Там, как правило, работают грамотные специалисты, которые помогут Вам определиться с выбором и наиболее полно расскажут об особенностях конкретных моделей телефонов. При покупке телефона всегда помните что телефон является сложной техникой, на которую Вам всегда должны предоставить гарантию (но учтите что на блоки питания и аккумуляторные батареи, как правило, гарантия не распространяется или намного меньше гарантии на сам телефон), и инструкцию на русском языке.

Роман Черников
по материалам www.ixbt.com