Походив по салонам в центре Воронежа, вряд ли можно судить об общей
картине рынка, но все же отдельные тенденции вырисовываются.
Резких изменений в спросе-предложении не происходит. Все большее
количество покупателей приходит не с целью купить "первый мобильник", а с целью
смены аппарата. Следовательно, покупатели уже более внимательно смотрят на
функциональность и выбирают аппарат, по функциональности превосходящий прежний. Как
рассказывают менеджеры салонов, значительная часть "первых телефонов"
покупается не новыми, а бывшими в употреблении или нижнего ценового диапазона. При
покупке мобильника из вторых рук предпочтение отдается аппаратам ценой 1000-2000 рублей,
более дорогие модели даже с большей функциональностью, чем новые, продаются плохо.
Наличие цветного дисплея и полифонии стало обычным в телефонах
среднего класса, а не только бизнес- и имиджевых моделей. Некоторые производители
оснащают цветными дисплеями модели начального уровня – например,
"Motorola C250", "Siemens A60", которые позиционируются именно как
"бюджетный" телефон.
Телефоны классической компоновки, как правило, имеют внутренние
антенны, что улучшило их эргономику. Некоторое исключение составляют модели малых
размеров ("Panasonic G50") и со встроенной камерой ("Samsung X600").
"Раскладушки" тоже начинают избавляться от торчащих антенн ("Samsung
E700", "SonyEricsson Z200").
Габаритные размеры в ближайшее время вряд ли заметно уменьшатся,
излишняя миниатюризация причиняет определенные неудобства: легкий аппарат плохо
чувствуется в руке, неудобно набирать номер близко расположенными мелкими кнопками
("Panasonic G55, G50).
По словам продавцов-консультантов, требования покупателей,
выдвигаемые к телефонам, в связи с развитием технологий тоже изменились… Большое
внимание уделяется не только качеству связи и емкости батареи, но и цветному дисплею и
качеству полифонии (число голосов, громкость), особенно молодыми покупателями. С ростом
числа владельцев мобильных телефонов растут требования к записной книжке аппарата (от 200
номеров). Покупателей интересуют наличие органайзера, групп абонентов, возможностью
назначения личных мелодий и картинок. Чаще стали спрашивать наличие GPRS. Это вызвано
появлением услуг на базе GPRS ("Би Лайн GSM"). Бума на телефоны с камерами еще
не наблюдается (сдерживается высокой ценой), но цены на некоторые модели ("Siemens
MC60", "Nokia 3200") уже опустились ниже 7000 руб.
Отдельная тема – женские телефоны. Опрос обладательниц и
потенциальных покупательниц позволил нарисовать приблизительный портрет такого телефона:
красивая, компактная "раскладушка" с цветным дисплеем, качественной полифонией
и стандартным набором функций.
Популярны модели фирм "Nokia", "Motorola",
"Siemens". По мнению продавцов, незаслуженно меньшим спросом пользуются
"LG" и "Samsung". Наиболее популярный ценовой диапазон –
$100-250. Чаще всего покупаются телефоны ценой до $120 ("Siemens A52",
"Motorola C205", "SonyEricsson T100"). Из моделей с
фотокамерами – "Siemens MC60", "Nokia 3200". Из более
дорогих – "Samsung X100", "A800", "Siemens S55",
"Alkatel 735", "Philips 630", "Nokia 6100", возрос спрос на
миниатюрный "Panasonic G50".
Новинки в бюджетном ценовом диапазоне появляются в салонах уже через
одну-три недели после мировой премьеры, дорогие – задерживаются до года.
Многие салоны привозят дорогие модели для привлечения внимания покупателей, но до
момента продажи они могут терять до половины цены. Например, в одном из салонов
первоначальная цена "Siemens SX45" была около 25 тысяч, а продали его за 15 тысяч
рублей.
Судя по разговорам в магазинах, покупатели интересуются новинками, но
гонки за ними не ощущается. С. Волков