Чего-чего, а дождей и простых, и ливневых нынешним летом, в первой его половине, было в
избытке. В диспетчерскую службу воронежского филиала ОАО "ЦентрТелеком" то и
дело поступали сообщения о сильнейших грозах, которые останавливали энергоснабжение и
создавали аварийную ситуацию на объектах связи.
Например, в июне по этой причине в Борисоглебском узле электросвязи пострадали 15 объектов
(АТС и линейное оборудование), в Павловском 11, в Семилукском
11. В Воронеже свои проблемы: июньская авария на Северных сетях на несколько часов
парализовала полгорода, обесточены оказались десятки АТС
- Но нужно уточнить: для нас понятие "аварийная" еще не значит
"чрезвычайная ситуация", поясняет главный энергетик филиала
Александр Кочетов. Потому что связь должна работать и, как правило, работает,
даже если электричество пропадает во всем населенном пункте. Более того, именно в этой
ситуации связь нужна как никогда. Вот если вместе с исчезновением света замолкают
телефоны да, это ЧП.
Чтобы ситуация из аварийной не перешла в чрезвычайную, энергетическая служба заботится о
резервировании источников питания. Они есть на каждой из почти 800 АТС города и области.
Даже если это сельская станция на 50 номеров, ее работу обеспечивают блоки аккумуляторных
батарей, которые поддержат связь в течение как минимум 10-12 часов. На крупных, в первую
очередь центральных АТС районов, помимо того, стоят дизель-генераторы с запасом топлива на
8 и более часов. Таких дизелей в нашем энергохозяйстве 124.
Но и это не все. В распоряжении энергетиков 50 передвижных генераторов, в том числе 13
новеньких, только что приобретенных для оконечных сельских АТС. Они в основном
обслуживают областной центр, но могут при необходимости выдвинуться и в глубинку. За
генераторами осуществляется положенный уход, и раз в месяц организуются пробные
запуски.
В общем, трудно представить ситуацию, когда связь не выдержала бы испытания внешним
обесточиванием. Она работала ранней весной, когда обледенели и оборвались десятки
километров проводов, она работала в период паводков, когда нарушались все коммуникации, в
том числе дороги, и телефон оказывался важнейшей связующей нитью с внешним миром. Связь
работает и в таком непростом сезоне, как лето 2004-го.
Но самую большую проверку на прочность устраивает телефонистам не стихия, а человек.
Памятные всем "веерные" отключения электроэнергии самым жестким образом
протестировали системы резервного энергоснабжения во всех подразделениях филиала. Были
выявлены слабые места, намечена программа модернизации всего энергохозяйства телефонных
сетей области.
Крупнейшим проектом в рамках этой программы являлась техническая реконструкция
энергобазы Воронежской междугородной телефонно-телеграфной станции. Она включала
замену всех основных узлов и была завершена совсем недавно с установкой нового дизель-
генератора Р800Е, доставленного сюда из Питера. Для тех, кто понимает: цифра в его названии
обозначает выходную мощность агрегата 800 киловольт-ампер
Начальник энергоцеха ВМТТС Владимир Болотнов пригласил нас полюбоваться на новое
приобретение:
В случае нештатной ситуации автоматика агрегата в течение 5 секунд оценивает состояние
сети, в течение 5-8 секунд запускает дизель абонент и не заметит, что сеть
пережила аварийную ситуацию.
От нового дизеля, сверкающего нарядной синей краской, даже не пахнет маслом, хотя ему уже
доводилось работать, в том числе под нагрузкой. При отключенном внешнем электроснабжении
генератор обеспечивал работу не только оборудования "междугородки", но и всего
Дома связи, включая офисную оргтехнику, освещение и т.п. В таком режиме агрегат может
работать сутками; запас топлива для него недельный.
А как же! Электричество это сырье, которое мы перерабатываем и на выходе
получаем услугу связи, высказывается дежурный электромеханик Евгений
Рубцов. Какое же производство без запасов сырья?
Года три назад случилось ЧП: отказали внешние электроснабжающие линии, и всю нагрузку
взял на себя старый дизель-генератор. Связь не прервалась ни на минуту
Такая надежность стоит недешево. Но связисты идут на траты, потому что обеспечивать
бесперебойность связи это не только их профессиональный долг, это задача
государственной важности.
И поэтому, кроме всего прочего, так высок квалификационный ценз работающих в
энергоподразделениях специалистов: опытные инженеры, электромеханики шестого разряда,
способные справиться не только с текущим обслуживанием, но и практически с любой
непредвиденной ситуацией на своем участке.
И если кому-то приходилось набирать во внезапно наступившей темноте номер аварийной
службы и делать заявку на срочный ремонт электрической линии, то пусть вспомнит и
поблагодарит за эту возможность энергетиков воронежского филиала ОАО
"ЦентрТелеком".