Десять шагов в будущее К 120-летию воронежского телефона
Сказать, что декадно-шаговое оборудование АТС сегодня в городе большая редкость, можно
было в прошлом году. Сегодня АТС-33 является единственной представительницей этого
поколения коммутационных систем. Одна из первых станций-десятитысячниц, сегодня она
работает лишь для нескольких сотен спаренных абонентов, причем число последних
уменьшается ежедневно на 10-20 человек в ходе переключения на емкости новой АТС-63.
Соответственно, можно предположить, что через несколько недель АТС-33 будет полностью
остановлена. Будет закрыта еще одна страница в истории связи на воронежской земле.
"Декадка" свое отшагала
Декадно-шаговая система старожил телефонных сетей. Она проста, надежна и
способна поддерживать работу большого количества телефонных номеров. Принцип
коммутации был известен с позапрошлого века, но в полной мере его достоинства проявились в
период массовой телефонизации советских городов в 60-70-е годы. В Воронеже строительство
декадных станций-десятитысячниц АТС-3, АТС-2, АТС- 6 и др. шло с участием десятков
предприятий; это были поистине народные стройки, окончания которых с надеждой ждали
тысячи воронежцев. Они получали не просто телефон, но и на порядок лучшую связь по
сравнению с абонентами машинных станций. АТС декадно-шаговой системы значительно
ускорили время соединения и улучшили качество телефонной связи по сравнению со станциями
машинной системы. На машинных АТС в пики нагрузки ожидание ответа иногда исчислялось
минутами, и абоненты были вынуждены попросту класть трубку на стол и заниматься текущими
делами до получения соединения. Все это ушло в прошлое с распространением декадно-
шаговой системы.
Но коренных недостатков доэлектронных систем "декадка" не устранила.
Коммутация здесь по-прежнему осуществляется механически. Щетки декадно-шагового
искателя совершают подъемное и вращательное движения в поисках нужного контакта.
Происходит интенсивный износ металлических деталей, зачастую бронзовых или серебряных.
На протирку направляющих линеек ламелей, на обслуживание контактов
требовались десятки литров спирта и бензина.
Но самым большим эксплуатационным расходом на "декадке" являются
трудозатраты. В период полной загрузки персонал АТС-33 составлял 23 человека
электромеханики, регулировщики, монтажники кросса
"Пусть бы и работали", рассуждают иные абоненты, привыкшие за три
десятка лет к своему номеру. Но система безнадежно устарела морально, она не поддерживает
многих функций современной сети. Ее время безвозвратно прошло, пусть кому-то это
покажется немного грустным.
Мы пользуемся уникальной возможностью наблюдать одновременную работу систем сразу трех
поколений, дислоцированных в мрачноватом здании с номером "13" на стене, пока
еще известном как АТС-33.
История повторяется
В сопровождении инженера АТС-33/63 Людмилы Московченко мы совершаем обход
помещения размером с теннисный корт. Это автозал. Хотя установленное в нем
оборудование без пяти минут металлолом, здесь царит безукоризненная рабочая
чистота. Более того, среди десятков мрачно молчащих стативов два-три выделяются
характерным отчаянным треском: станция жива!
Это звонки спаренному абоненту, которого на днях будем переключать на новую
станцию
Людмила Пантелеевна указывает на еще один застрекотавший искатель:
А это уже звонок вхолостую. Кто-то пытается дозвониться по телефону с индексом
"33" абоненту, которого мы переключили на днях на "63". Вызывающий
слышит короткие звонки, потому что сигнал дальше этого модуля уже никуда не пойдет.
Треск шаговых искателей стоял здесь более 30 лет. Лидия Сапихина, которой довелось
участвовать и в монтаже, и в демонтаже станции, узнала за это время многих абонентов по
номерам. Лидия Афанасьевна уверена, что это оборудование физически способно служить еще
долгие годы. Система носит отечественное название АТС-54А (цифры в названии обозначают
год разработки!), но изготовлена в ГДР с немецкой основательностью.
Интересно, что преемницей АТС-33 также является станция германского
производства система EWSD от "Сименса". Так же, как и первые
телефоны, появившиеся в Воронеже 120 лет назад.
Еще одно любопытное совпадение: с появлением цифровой АТС-63 в городскую сеть
возвращается индекс "6", носителем которого когда-то была декадно-шаговая
станция, одна из первых в Воронеже.
Комплексный подход
По сравнению с огромной, шумной, работающей в окружении дружного коллектива
"декадкой", более мощная цифровая АТС выглядит незрелищно: занимает
крошечный уголок помещения, работает тихо-тихо и вмешательства людей почти не требует.
Коммутационная система EWSD одна из самых признанных в мире. Обладает
универсальным программным обеспечением и условиями сервисного обслуживания. Эта
станция способна оказывать десятки дополнительных услуг, поддерживать протоколы самых
высоких информационных технологий.
Впервые оборудование этой марки было установлено в Воронеже в прошлом году на крупном
транзитном узле, обеспечивающем межстанционные связи для всей телефонной сети. В
нынешнем году EWSD пришла на службу рядовому абоненту. Подстанции на одну-две тысячи
номеров с индексами "63" и "64" смонтированы на проспекте Революции,
улицах Владимира Невского и Лизюкова, в поселке Подгорное. Всем комплексом EWSD,
размещенном в разных концах города и составляющем уже более 19 тысяч номеров, управляет
единый компьютерный центр в Доме связи. Дежурный инженер нажатием клавиш может
управлять режимом работы не только каждого из 10 объектов, но и каждого телефона, может
проверять техническое состояние линий и активировать дополнительные услуги АТС.
Но АТС-63 на бульваре Пионеров выделяется своими масштабами в "сименсовской"
серии: 12 тысяч номеров! Большой и сложный проект реализуется поэтапно. Коммутатор ввели
в строй в начале 2004-го, к середине года переключили на новые емкости все индивидуальные
линии, сейчас завершается перекроссировка спаренных абонентов.
Весной, в разгар переключений, работницы АТС за день "перебрасывали" по 100-200
абонентских пар. Станции настолько различаются конструктивно, что монтажницам
приходилось работать с двумя комплектами инструментов, с двумя технологиями соединений.
Работали и вечерами, и выходными, принимали помощников с других АТС
Эта работа шла незаметно для абонентов, многие из которых думали, что им просто поменяли
первую цифру номера.
Не слышны в сети даже шорохи
Хотя пик нагрузки на персонал станции давно позади, робота остается
напряженной, констатирует Людмила Московченко. Требуется
согласовать наши действия и с работой линейщиков, и с каждым из двух спаренных абонентов
(а летом кто-нибудь из них непременно бывает в отъезде!).
Кстати, линейщики в ходе этих переключений нередко меняют устаревший кабель на новый,
оптимизируют схемы соединений. Происходит комплексная модернизация одного из самых
плотных участков телефонной сети города.
Иногда при этом у абонента на несколько часов может пропасть связь, иногда он даже успевает
высказать свое возмущение по этому поводу, но когда телефон снова оживает, то у него
появляется услуга совсем иного уровня!
Первыми это поняли интернетчики. Имевшие скорость доступа в сеть не более 21,6 кбит/с без
всяких гарантий надежности, сегодня они получили скорость вдвое большую и возможность
дальнейшего "разгона".
Уже приняты десятки заявок на дополнительные услуги, которые оказывает новая станция:
переадресация вызова, тональный набор, уведомление о новом вызове, конференц-связь.
Станция способна и сама "разговаривать" с абонентами при пользовании такими
интеллектуальными услугами.
И то, что исчезли сбои, шорохи и "потусторонние голоса" в трубке, это
тоже плюс новых технологий!