время связи   ONLINE-ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ БЕСПЛАТНОЙ ГАЗЕТЫ
// СВЕЖИЙ НОМЕР
• ВОРОНЕЖ-ЦЕНТРТЕЛЕКОМ
• МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
• ИНТЕРНЕТ
• КОММУНИКАЦИИ
// КОНТАКТЫ, ОБ ИЗДАНИИ
 
  архив  
 
MAIL-СООБЩЕНИЕ
 

ТЕЛЕПРОГРАММА BC
о программе
о компании
©, ИНВАПРЕССА


Газета распространятся бесплатно:
• ЦРК Воронеж-ЦентрТелеком (пр.Революции 35),
• АТС-23 (ЦРК),
• АТС-13 (ЦРК),
• ЦУС на Кирова, 10,
• отделения связи
• Офис "Би Лайн GSM",
• Офисы "MегаФон",
• Адресная доставка ("Бизнес Лайн")
• Салоны мобильной связи
скоро: подробные адреса…

Rambler's Top100

ГАЗЕТА / НОМЕР 26 - МАРТ 2005 / КОММУНИКАЦИИ /
Голос поверх IP

Российские провайдеры, с оглядкой на западных коллег, также осознают, что в сегодняшних условиях продавать услуги выгоднее, чем просто продавать мегабайты. Однако переквалификация их в поставщиков дополнительных сервисов поверх IP еще только начинается.

Карты и карточки
Для большинства воронежских, да и российских провайдеров услуг VoIP (см. справку) основной пока является именно карточная бизнес-модель. Альтернативные операторы весьма преуспели в этом бизнесе. Междугородными телефонными карточками, пожалуй, мало кого можно удивить.
   Эта услуга, позволяющая сэкономить на звонках по межгороду или звонить на федеральные номера мобильных телефонов там, где заблокирован выход на автоматическую междугородную связь (набор через "8" ), достаточно популярна. Технология VoIP позволяет значительно снижать стоимость междугородних звонков, в первую очередь на большие расстояния. Стоимость звонка по IP-телефонии не так сильно зависит от расстояния, в то время как через "8"– чем дальше, тем дороже.
   В Воронеже картами IP-телефонии занимаются, например, "М- Связь"(телефония), "Техно-Р"(также широкополосное подключение к Интернету) и "Информсвязь-Черноземье" . Карты продаются в газетных киосках, отделениях Сбербанка и т.п.
   Операторы традиционной телефонной связи у нас пока не занимаются VoIP. Хотя карты междугородного и международного доступа есть и у Воронежского филиала "ЦентрТелеком"(СТК), и у "Совинтел"(карты "Коминком" ), они используют традиционные каналы связи.

Широкополосное подключение
Если же говорить о рынке корпоративных клиентов, когда используется не дозвон по номеру провайдера IP-телефонии, а отдельная IP-линия, крупным игроком на воронежском рынке является в первую очередь "Юго-Восток ТрансТелеКом"(ЮВТТК), широко развивающий услуги VoIP для клиентов. "Рынок IP-телефонии в нашем регионе сейчас является одним из самых динамичных. Звонки по IP имеют большую популярность как среди населения, так и корпоративных клиентов. Во многом рост такой популярности обусловлен повышением качества передачи голоса. Сотрудничая с большинством операторов нашего региона, мы можем отметить положительную тенденцию увеличения объемов голосового трафика по MPLS-сети ЗАО "Компаниия "ТрансТелеКом" , параметры которой обеспечивают высокое качество передачи голоса,– отметил Александр Белов, коммерческий директор компании "Юго-Восток ТрансТелеКом" .– Среди других тенденций я бы выделил то, что в результате конкуренции провайдеров IP-телефонии продолжается снижение тарифов по популярным направлениям звонков" .
   ЮВТТК предлагает технологии, основанные на "гарантированной пропускной способности" . Именно отсутствие гарантированной пропускной способности и тем более использование VoIP по тем же магистральным каналам, что и общий интернет- трафик привело к отрицательному имиджу IP-телефонии: затухание сигнала, пропадание, эхо и т.п.
   Массовый рост VoIP-бизнеса в России в виде подключений по отдельной линии или с помощью специального устройства, использующего интернет-канал, по-прежнему сковывает отсутствие "критической массы"широкополосных подключений. Хотя динамика роста широкополосных подключений в Воронеже очень хорошая, но все же говорить о "значительном проникновении"пока рано. Отсюда зачаточное состояние рынка не "карточных"IP-услуг.
   В мире достаточно популярной услугой является, при наличии широкополосного доступа в Интернет, и использование по той же линии IP-телефонии. Причем не только для корпоративных клиентов, но и среди частных лиц. Количество только одних DSL- линий в мире, не считая всех остальных видов широкополосного абонентского доступа, растет, по данным Forrester, на 20% в год. Только у одной компании Yahoo BB в Японии по состоянию на март 2004 года насчитывалось более 5 млн "широкополосных"VoIP-абонентов. В России, даже у лидеров Москвы и Санкт-Петербурга, эта цифра на несколько порядков ниже. Для Воронежа количество просто "широкополосных"абонентов вряд ли превышает несколько тысяч, а уж про сколько-нибудь заметное число VoIP-абонентов и речь не идет.

Телевизор + телефон
России, по-видимому, нужно учитывать свою специфику и использовать нестандартные решения. Например, известно, что наши граждане очень любят смотреть телевизор– чуть ли не больше всех в мире, по некоторым данным, среднестатистический россиянин смотрит ТВ 4,5 часа в день. Особенно это касается жителей регионов. Отсюда следует простая гипотеза: не пора ли развивать в регионах услуги платного ТВ, а заодно, построив или модернизировав существующие кабельные сети, подавать всем желающим, кроме ТВ-сигнала еще и широкополосный Интернет и голосовые сервисы на базе IP (пресловутая модель Triple Play)?
   Собственно говоря, в Воронеже так и поступили компании "Телесервис"и "Коминком-Черноземье" . На узлах сети кабельного телевидения устанавливается оборудование "обратного сигнала" , позволяющее использовать их для высокоскоростного подключения к сети Интернет. Однако на сегодняшний день развитие сети кабельного телевидения в Воронеже нельзя назвать всеохватывающим, не очень быстро развивается и соответствующий интернет-доступ.
   Схемой Triple Play заинтересовались и традиционные операторы российского уровня. В качестве примеров можно привести инициативы "ЦентрТелекома"и АФК "Система" . Первый намерен создать сеть кабельного ТВ по всему Центральному округу (бренд "Мультисеть" , компания "ЦентрТелекомСервис" ); второй с 2005 года будет развивать на базе своей специально созданной структуры ОАО "Система Мультимедиа"интерактивные сервисы (многоканальное платное телевидение, сетевые игры, видео по запросу, электронная коммерция и пр.).
   Проект "Система Мультимедиа"стартует одновременно в Москве и регионах, причем в столице он будет базироваться на технологии ADSL, а в регионах, скорее всего,– на существующих или модернизируемых кабельных сетях платного телевидения. Однако, Воронежа это, похоже, не коснется.

Очевидно, что рынок подобных дополнительных услуг фактически безграничен. Их потенциальными потребителями может стать и так называемый новый жилой фонд, и гостиничные комплексы, и корпоративные системы телевещания, и образовательные учреждения, и государственные структуры.
   Осталось лишь решить вопросы обеспечения качества сервиса (QoS), которые в случае IP-вещания становятся чрезвычайно важными, а также нужно преодолеть сложности с получением лицензированного контента в России и обеспечить необходимую его защиту.
С. Зубков
Справка
То, что называют "IP-телефонией"или VoIP (Voice over IP – голос поверх IP) – технология позволяющая передавать голос по каналам передачи данных, как правило по сети Интернет. Основным отличием VoIP от традиционной телефонной связи являются: использование "пакетного режима передачи данных" , когда голос передается как бы "кусочками" . А использование принципов сети Интернет, с одной стороны, позволяет сделать такую передачу заметно более дешевой по себестоимости, с другой стороны, возникает фактор неопределенной задержки в прохождении сигнала. IP-пакеты, наряду с обычными запросами по сети, при перегрузке (недостаточной пропускной способности) общего канала могут быть задержаны на относительно большой промежуток времени.
   И если для загрузки Интернет-страниц это не очень критично – можно и подождать, пока страница покажется целиком, для голоса это совсем другое дело – представьте, что в слове отдельные слоги приходят не равномерно (некий аналог заикания). Отсутствие такого эффекта возможно только при наличии так называемой "гарантированной пропускной способности"канала, что, к сожалению, не все провайдеры способны обеспечить.
<< содержание номера
<< раздел "Коммуникации / Интернет" за 2005 год
  2005, © Инвапресса