В Воронеже «Билайн» объявил о начале программы «Мобильная грамотность» противодействие мошенничеству, основанному на сотовой связи. Главная задача предупреждение абонентов о способах обнаружения и противодействия «отъему денег».
В общем-то, время от времени операторы показывают озабоченность проблемой мошенничества, хотя происходит это не очень регулярно. Так, на сайте компании «МегаФон» обнаружен раздел на форуме, посвященный цитатам из публикаций по этой проблеме. МТС совсем недавно разместил предупреждение абонентам в разделе «Новости».
Однако положение на этом «фронте» довольно безрадостное. Мошенники, использующие технологии сотовой связи, постоянно совершенствуют мастерство, да и выбранные ими схемы сложны и плохо поддаются расследованию. Поэтому единственным способом защиты от мошенничества является бдительность.
В целом приемы мошенников, использующих доверчивость абонентов сотовой связи, можно разделить на три вида. К первому относится перечисление средств со счета абонента на другой счет. Сюда можно отнести звонки или SMS об ошибочном переводе денег на ваш счет с просьбой «вернуть», ложные просьбы о помощи с неизвестных номеров. Значительно реже «развод» со звонками об экстренных ситуациях, в которые попал кто-то из ваших друзей или родственников.
Второй тип использование карт оплаты (вас просят сообщить код карт оплаты.) Способом добычи кода наиболее часто является сообщение о вашем якобы выигрыше в различные лотереи и т.п., когда вам поступает входящий звонок с рассказом, как вам повезло, и просьбой, например, «заплатить налог на ваш приз», сообщив код карты оплаты.
Третий тип использование платных номеров. К этому способу относятся различные SMS, на которые надо ответить: от «Вам открыт платный аккаунт на сумму $100, для его активации ответьте на номер ХХХХ» до «Чтобы отказаться от спам-рассылки, пришлите SMS на номер ХХХХ». Смысл в том, что стоимость отправки SMS на номер XXXX может достигать сотен рублей.
Психолог Анастасия Кузнецова из института практической психологии «Терра» советует в любой нестандартной ситуации прежде всего не спешить, а попытаться отстраниться от происходящего и трезво проанализировать ситуацию: «Представьте себя видеокамерой, которая наблюдает со стороны». Полезно также представить, что все происходит не с вами, а с кем-то посторонним. Особенно это должно помочь, когда вам «повезло» на сообщение о якобы попавших в беду ваших близких, которым надо срочно передать код карты оплаты, или о вашем собственном выигрыше «Феррари». По поводу внезапного «суперприза», например, представьте, что, услышав подобный рассказ от кого-то другого, вы, скорее всего, посмеётесь над доверчивостью. А сами?
Если говорить о различных «суперпризах», внезапно свалившихся на вас, то Инна Никулина, PR-директор «Авторадио Воронеж», пояснила: «Для того чтобы выиграть что-то, вы сначала должны сами (например, позвонив на радио или еще каким-нибудь способом) подтвердить свое желание участвовать в розыгрыше. Случайный выбор вашего номера ни с того ни с сего не используется». Кроме того, передача приза никогда не происходит по телефону в случае настоящего выигрыша вас попросят приехать в офис с паспортом и одновременно с получением приза официально его заверить. Всякие налоги и т.п. (если приз более 4 тыс. рублей) вам если и придется платить самостоятельно, то по выписке из налоговой инспекции, а не «указав код карты оплаты или посредством SMS».
Есть еще один тип мошенничества под видом «тестирования новых сервисов», «штрафов за что-то» или «бесплатной связи», когда вам якобы звонит представитель оператора и просит для этого «набрать код активации» (который является кодом перевода средств), или отправить SMS, или «назвать код карты оплаты». С этим случаем все более-менее просто: на самом деле оператор никогда не попросит вас пополнить чей-то счет. А любое тестирование новых услуг не потребует от вас «денежного» участия. В любом случае, если у вас есть хоть капля сомнения, вы можете сами перезвонить в службу поддержки (именно туда, а не на произвольный номер, «прямой» номер человека из якобы службы поддержки) и уточнить, действительно вам поступило подобное предложение.
«Билайн» признает сложность противодействия мошенникам. «Они оперативно меняют тактику увода денег, которую очень сложно отследить. Мошенничество практически невозможно поставить на постоянное обнаружение», признал Сергей Стребков из службы безопасности «Билайна». А известный адвокат Станислав Рывкин призвал тех, кто понес финансовый ущерб, все же писать заявления в милицию: «Если заявлений наберется очень много, то это может послужить основанием для возбуждения уголовного дела». Однако все, наверное, догадываются, как «легко» оставить заявление о высокотехнологичной краже у вас сотни рублей.
Кстати, один из способов оставить заявление воспользоваться формой на сайте ГУВД Воронежской области (www.guvd.vrn.ru) в разделе «Приемная». При заполнении всех полей формы это считается официальным документом. «Мы приветствуем заявления о мошенничествах разного рода, потому что иногда нам не хватает заявлений граждан для возбуждения уголовного дела», пояснили в пресс-службе областного ГУВД.
В общем, судя по возросшей деятельности операторов, активность мошенников весьма высока. Поэтому будьте бдительны. Стоит несколько раз подумать, прежде чем получить «бесплатный сыр» (который «бывает только в мышеловке»). И не поленитесь позвонить в службу поддержки вашего оператора, чтобы уточнить, действительно ли проводится акция, за которую вам предлагают заплатить. Там же можно уточнить и стоимость SMS на любой номер.
А если уж вас «развели на деньги», то все же позвоните в службу поддержки оператора и, по крайней мере, заявите об «ошибочности» перевода. А то цифра в менее сотни обращений воронежцев к оператору в месяц говорит скорее о том, что люди стесняются или не видят смысла признаться в том, что стали жертвой мошенников, чем о небольших масштабах проблемы.
«Предупрежден значит, вооружен» гласит древняя мудрость. Думаю, что раз уж операторы признают проблему, то они могут помочь своим абонентам. Как сообщил «Билайн», они уже размещают листовки с предупреждениями в собственных офисах. Что ж, ждем оперативной информации на сайте (может быть, отдельного раздела), а также и на листовках-плакатах в офисе и у дилеров всех операторов.
Хочется пожелать абонентам бдительности и разумного подхода. И, конечно, надежной связи! С. Дитятев
Служба поддержки (call-центр): «Билайн» 0611, «МегаФон» 0500, МТС 0890, Tele2 611.
В частности, у оператора можно уточнить стоимость отправки SMS или исходящего вызова на любой номер, а также принадлежность номера к оператору и региону.