Мы продолжаем публиковать наиболее популярные способы мобильного мошенничества. Изучите и будьте готовы дать наглецам отпор.
Вы получаете SMS якобы от оператора: «На ваш счет переведена такая-то сумма денег». После этого раздается звонок, и вам сообщают, что ошибочно положили деньги на ваш счет. Рассчитывая на порядочность абонента мол, чужого нам не надо, проходимцы предлагают «переведенную» сумму оставить на вашем счету, но возместить потерю.
Уровень опасности: низкий. Как не попасться на удочку: попросить перезвонить через 10 минут, а тем временем проверить свой счет. Скорее всего, никакого нового платежа не было.
Вам звонят с «популярной радиостанции» и поздравляют с выигрышем ценного приза телефона, холодильника и т.п. Чтобы получить его, необходимо в течение минуты перезвонить непосредственно в «прямой эфир». На удивление просто вы попадете в «радиопрограмму», передаете все приветы и заказываете песню. За пределами же «эфира» вам сообщают, что сначала нужно уплатить предусмотренные законом 13% с выигрыша. Чтобы не бегать по сберкассам и банкам, можно купить карты оплаты сотовой связи и продиктовать пин-код «диджею». Если вы купитесь и заплатите, а потом придете на радиостанцию за подарком, то узнаете, что никакой конкурс не проводился.
Уровень опасности: низкий. Как не попасться на удочку: позвонить оператору сотовой связи. Он в курсе всех проводящихся на сей момент призовых акций.
На e-mail абонента приходит письмо, в котором говорится, что мобильная связь не стоит тех денег, которые абонент за нее платит, и сотовые компании просто грабят своих абонентов. Поэтому «только сегодня и только для вас» предлагается купить за 50 долларов «взломанную» микропрограмму, позволяющую говорить бесплатно. Как правило, сообщение содержит подробную инструкцию по использованию продукта, список операторов мобильной связи и телефонов, с которыми такая программа работает. Если вы решите купить программу и перешлете требуемую сумму, то в ответ, скорее всего, получите ссылку на несуществующий интернет-сайт. Чаще ответ вовсе не приходит.
Уровень опасности: низкий. Как не попасться на удочку: не доверять спамерам и помнить поговорку: «Бесплатный сыр только в мышеловке».
Вам на «мобильник» приходит сообщение примерно следующего содержания: «Срочно позвони мне на этот номер, не дозвонюсь. Если заблокировано, кинь 40-50 рублей, я сразу перезвоню, у меня проблема». Или еще трагичнее: «Скорее всего, это последнее сообщение. У меня проблемы. Помоги, положи сотню на счет». SMS поступает с абсолютно незнакомого номера, как правило, зарегистрированного в другом регионе. Большинство откликнувшихся на просьбу, считают, что в беду попал их близкий человек. Через различные платежные системы доверчивые абоненты направляют свои деньги на указанные номера. Однако при попытке позвонить на указанный номер обнаруживают, что телефоны отключены.
Уровень опасности: средний. Как не попасться на удочку: проверить, все ли хорошо с вашими близкими (с теми, от кого, как вы думаете, пришло сообщение). Скорее всего, вы легко им дозвонитесь.
На сайте знакомств абонент натыкается на анкету привлекательной девушки. Красотка сразу же в ответ высылает кучу откровенных фотографий, пишет что-то вроде «тебя всю жизнь ждала», дает абоненту свой сотовый и просит звонить «после шести вечера». Если вы наберете такой номер, то никакого женского голоса на другом конце не услышите это платная линия, и денежки на вашем счету растают, как снег в оттепель.
Уровень опасности: средний. Как не попасться на удочку: помнить, что хорошие девочки на сайтах знакомств не выкладывают свои откровенные фото.
Абоненту приходит SMS-сообщение либо поступает звонок. Бодрый и энергичный голос сообщает: «Вас приветствует (оператор мобильной связи, популярная радиостанция или крупная торговая сеть). Вы счастливый участник праздничного розыгрыша, и на ваш абонентский номер методом произвольного компьютерного вычисления выпал приз домашний кинотеатр». Призы могут указываться разные, но затем события разворачиваются по одному сценарию. Для получения информации абонента просят направить на нужный номер код неактивированного платежа. Когда абонент направляет код и перезванивает на указанный номер, как правило, ему могут сообщить, что платеж уже был активирован ранее (не обманывайте, мол), поэтому направьте другой код.
Уровень опасности: средний. Как не попасться на удочку: перезвонить оператору, на радиостанцию или в торговую сеть, чтобы узнать, проводился ли такой розыгрыш.
На мобильный телефон поступает звонок с незнакомого номера. Иногда делается несколько коротких звонков как будто они срываются. В трубке шумы, «заикания», как будто кто-то очень хочет, но не может дозвониться. Потом «чудом» происходит соединение, слышно плохо, но понятно, что звонящий очень напуган. Он рассказывает ужасную историю (ДТП, задержание милицией и так далее), говорит быстро, без пауз. И сразу просит помощи. Телефон, мол, чужой, и он долго говорить по нему не может, сейчас трубку у него заберут (пострадавший в ДТП, милиция, бандиты и так далее). Затем звонящий мошенник говорит, что ему нужно сделать много звонков и нужно срочно пополнить баланс. Далее следует просьба купить карточку и продиктовать по телефону ее секретный код. Как правило, люди легко соглашаются.
Уровень опасности: высокий. Как не попасться на удочку: задавать вопросы о человеке, попавшем в беду. Собеседник либо начнет путаться, либо откажется отвечать и бросит трубку.
Источник: форум «МегаФона»
Операторы признают сложность противодействия мошенникам и время от времени занимаются предупреждением абонентов. Так, «МегаФон», например, регулярно печатает статьи-предупреждения в своей газете, кроме того, на форуме компании размещена подборка советов пользователям. А «Билайн» провел круглый стол для СМИ в ноябре, где обсуждалась эта проблема, в надежде на помощь воронежских изданий в информировании абонентов всех компаний.
Ольга Некрасова, начальник контактного центра ЮФ ЗАО «Мобиком-Центр», рассказала: «Количество обращений по поводу мошенничества разнится от 2-3 до нескольких десятков в месяц. Хорошо, когда звонят "еще не пострадавшие абоненты" уточнить, действительно ли проводится какая-нибудь акция или стоимость отправки SMS на короткий номер. В этом случае операторы службы поддержки могут помочь предотвратить мошенничество».
В общем, будьте бдительны. А если уж вас «развели на деньги», то все же позвоните в службу поддержки оператора и, по крайней мере, заявите об «ошибочности» перевода. Можно также попробовать отдать заявление в милицию.
«Мошенники оперативно меняют тактику увода денег, которую очень сложно отследить», признал Сергей Стребков из службы безопасности «Билайна». А директор воронежского филиала Александр Гольняк пояснил: «В современных законодательных условиях единственной помощью оператора абонентам может быть только просвещение. Мы постараемся информировать абонентов об опасности».