Телефонная тенденция Предпочтения покупателей и прогнозы
Салоны стоящие рядом - не редкость для Воронежа. А, кстати, "Евросеть"
на фото не видна - она на другой стороне проспекта
Сотовый телефон перестал быть показателем "крутизны", он есть почти
у всех активных людей. Вместе с насыщением рынка меняется и структура
продаж мобильных телефонов, хотя, наверное, правильнее сказать -
предпочтения покупателей.
«В ближайшем будущем мы предвидим некоторую стагнацию: ожидается падение числа проданных устройств, делится с terralab.ru своим мнением Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной». Что касается стоимости мобильных телефонов, то следует ожидать увеличения доли дорогих трубок от $200 и выше».
Это прогноз подтверждает и «Евросеть». «Стабильный рост доли продаж наблюдается у телефонов ценовой категории $200 299. Если в декабре 2004 года на телефоны этой категории приходилось 8,2% всех продаж, то в декабре 2006 года этот объем достиг 21,25%. При выборе мобильного средства связи покупатели уделяют большое внимание его функциональному насыщению», пояснила PR-менеджер филиала «Центральный» компании «Евросеть» Валентина Усманова.
С таким позиционированием мобильного рынка не совсем согласен Сергей Савин, ведущий аналитик J'son&Partners (цитата с terralab.ru): «Говорить о том, что весь рынок 2007 года будет «держаться» только на дорогих телефонах, необъективно. Как ни крути, в России многие пользователи сотовой связи не отличаются высоким уровнем доходов, поэтому для таких людей будут предлагаться недорогие и надёжные телефоны».
Вместе с тем, по данным «Евросети», ярко прослеживается тенденция потери интереса покупателей к телефонам стоимостью $70 99. Так, если в декабре 2004 года на эти телефоны приходилось 24,8% всех продаж компании в регионе, то в декабре 2006 года 10,9%. В то же время за 2004-2006 годы продажи в сегменте от $300 выросли более чем вдвое (см. график).
Картина по торговым маркам тоже резко поменялась. Наиболее заметны, по данным «Евросети», колебания продаж LG и Samsung. Если LG в 2004 году входил в тройку лидеров по продажам компании в Черноземье (20,5%), то 2007 год LG начинает с 3,3%. Обратный процесс демонстрирует Samsung: если в январе 2006 года на этого вендора пришлось 0,8% всех продаж, то в декабре 2006 года их объем составил 24,2%.
Где сидит ритейлер
«Рынок сотового ритейла достиг пика своего развития, сейчас даже ценовые войны уходят в прошлое, рассказывает Татьяна Москалёва, PR-директор УК «Цифроград», в материале terralab.ru. Дело в том, что ассортимент и цены сегодня у всех практически одинаковы, новинки появляются на прилавках одновременно. На первое место выходит позиционирование и понимание того, на кого рассчитаны твои услуги».
В Воронеже, то общее количество салонов связи приближается к 200, из них по данным на март 2007 года около 130 приходится на крупные федеральные сети («Евросеть» 52, «Эльдорадо» 18, «Связной» и «Диксис» по 16). Из местных сетей, пожалуй, заметен только «21 век».
Если судить по «расселению» салонов, то прослеживается интересная тенденция. В центре города салоны как бы «кучкуются». Зачастую на очень небольшом пространстве умещаются все представители. Так, на углу Плехановской и Пушкинской (р-н Центрального рынка) вслед за открытием салона «Евросеть» стали появляться и другие: «Связной», «Диксис», «Беталинк», «Цифроград» (которому «не хватило» места в здании, и он расположился напротив в павильоне). Таких мест «кучкования» можно перечислить еще несколько. Невольно вспоминается развитие сети аптек тоже имело место «кучкование», только, если я не ошибаюсь, оно было запрещено местным законодательством. Теперь аптеки не могут располагаться друг от друга ближе, чем на 50 метров.
Однако, чем дальше от центра, тем дальше располагаются друг от друга салоны связи. Словно «истаивают» к окраинам. Например, по ул. 9 Января чуть ли не «последним форпостом» выглядит «Евросеть» на ост. «Общежитие», а ближайший салон находится в нескольких остановках.
Количество салонов, не принадлежащих федеральным сетям, сократилось настолько, что их уже и незаметно. С одной стороны, это общая тенденция в продажах, с другой, даже как-то обидно. Конечно, есть и плюсы: федеральные сети не продают «серые» телефоны, они сильнее контролируются госорганами, поэтому «левак» в них практически не возможен. Но одним из минусов я бы назвал все же отсутствие реальной конкуренции она какая-то странная, чуть ли не только на уровне брэндов самих салонов.
Найди пять отличий
Тактика продаж у федеральных сетей теперь отличается слабо. «Евросеть» отказалась от принципа: «за каждым покупателем неотступно следует продавец», «Связной», похоже, продвигает у продавцов-консультантов тактику «личное мнение» («Мне эта модель больше нравится»). Всегда спокойный «Диксис» по-прежнему грешит задумчивыми продавцами, которые чем-то там заняты за стойкой и как бы «удивляются» вашему вопросу, а жизнерадостный «Цифроград» часто можно узнать по стайке продавцов у витрин.
«Эльдорадо», выкрашенное в цвета, близкие к «Евросети» (причем настолько близкие, что издалека и не отличишь-то), как и в своих магазинах бытовой техники, уделяет большое внимание покупателям, причем с намерением продать именно сейчас, и удивляет манерой продавцов «бесследно исчезать», если вы начинаете изучать закон о потребителях.
Ложка дегтя
Итак, сотовые ритейлеры прогнозируют рост объемов дорогих телефонов, производители в рекламе делают все больший упор на самые последние новинки в ценовом сегменте от 10 тыс. рублей, а сотовые компании утверждают, что рынок почти насыщен. Сейчас уже сложно найти телефон без камеры: либо его дизайн заставит вас вспомнить о детстве, родителях (кстати позвоните родителям!), песочнице (по внешнему виду такие аппараты зачастую напоминают формочки для «песочика»). Sagem, правда, выпустил две аналогичные модели «с камерой» и «без». Но его никто не поддержал.
А функциональная насыщенность аппаратов ($200 300) растет и восхваляется все больше. Встроенной 2-Mpx камерой никого не удивишь, более того как-то странно покупать телефон с камерой меньшего разрешения. Кто вспомнил при этом про оптику? О том, что в сотовом телефоне в силу конструктивных особенностей нет возможности разместить более-менее приличный объектив, все скромно молчат. Производители стараются встроить и mp3-плейер причем даже в модели с более чем скромной памятью, эдак на 5-10 песен в умеренном качестве.
Еще интересный момент. Продажи дорогих телефонов растут, а «средний счет абонента» у операторов связи падает. Интересная статистика получается: «средняя цена» телефона превышает «средний счет абонента» за пару лет?* Получается, что, с одной стороны, насыщенность сотовых аппаратов увеличивается, а основная функция не востребована.
Так может, в недалеком будущем все же поменяется тактика производителей. Например, отличный портативный mp3-плейер с массой игрушек, который... может еще и немножко звонить...
А пока будем следить за модой на «трубки»и пожелаем всем надежных аппаратов и надежной связи! С. Дитятев
Использованы материалы «Евросеть», www.terralab.ru
* Предположим, в среднем абоненты тратят примерно $80-120 в год ARPU у «Билайна» порядка $7 в месяц х 12 месяцев = $84. При ARPU в $10 средний счет за год $120.
Распределение брендов по популярности моделей за последние 2-3 года существенно изменилось. Финская Nokia крепко держится за свою пальму первенства, но в лидерах больше нет Motorola и LG. (По данным сетей «Цифроград», «Связной», «Диксис».)
Абсолютный хит продаж в сетях «Цифроград» и «Связной» бюджетная модель Nokia 1110i (около 1,5 тыс. руб.).
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что расстановка сил в первом квартале 2007 года такова: доля Nokia составляет 28,5%, а Samsung 28%. Компания Sony Ericsson вышла на третье место и занимает 16,5%, Motorola же потеряла позиции и имеет 12%. Источник: www.ko.ru